ТРОИЦА.
Начало лета знаменовал праздник «День Святой Троицы», отмечаемый на 50 день после Пасхи. В 2017 году он приходится на 4 июня. В русской традиции Троица была связана, прежде всего, с культом растительности. На Дону этот праздник имел массу отличительных особенностей.
Накануне Троицы дети, молодежь, пожилые женщины ходили в лес за травами, ветками деревьев. Крупные ветки прибивали к плетням, из более мелких плели венки и вешали над входными дверями. Цветами украшали иконы в домах. Троицкая трава по окончании праздника считалась целебной. В некоторых местах привязывали к воротам пучки ковыля «мертвой» травы, оберега от нечистой силы. Заранее хозяйки белили стены жилищ.
В субботу «поминную» ходили на кладбище, украшали цветами могилы, поминали умерших, одаривали друг друга выпечкой.
Первый день Троицы отмечался церковной службой. После службы начинались народные гуляния. Станичники, надев самые дорогие наряды, собирались на майдане. В гуляниях на лугу соблюдался принцип разделения участников по половозрастному принципу. В станичной избе по приглашению атамана пели и пили «почетные казаки». На самом майдане кружился карагод девушек и молодух. За ними наблюдали молодые казаки и державшиеся отдельным кружком старухи. Здесь разбивались на 3 круга – малолетних, взрослых, стариков. Малолетних угощали обедом, заставляя плясать для потехи. Старики пили, ели и вели беседу.
Организовывая ссыпки, избирался атаман, его помощники, писарь, казначей, который на время сменял настоящего.
Малолетки (10-18 лет) тоже могли устроить ссыпку. Приносили яйца, закуску, готовили бузу (напиток из солодки, изюма, ягод). Пели и плясали. Чья-либо старушка этой детворы принесет сало, сковородку и под присмотром ее малыши-девушки жарят яичницу.
«Холостежь» седлали коней, ехали в овраги «завивать венки». Украшали венками лошадей и ехали на Хопер, где купали лошадей и пускали венки по воде. Парни пели «Едет сотня казаков лихачей». В течение всего дня скакали, стреляли, джигитовали.
На третий день тоже устраивали на краю станицы скачки с участием молодых парней и служивых казаков. (Фрагменты книги М.А. Рыбловой «Календарные праздники донских казаков»)